Benedictus p.p. XVI

Unofficial resource

Римский Понтифик, как преемник Петра, есть постоянное и зримое начало и основа единства как Епископов, так и множества верных (Апостольская Конституция Lumen Gentium II Ватиканского Собора, п. 23 )

Главная страница

Месса погребения Папы Иоанна Павла II

Площадь св. Петра
пятница, 8 апреля 2005 года

«Следуй за Мною» - говорит воскресший Господь Петру как бы в завещание этому ученику, избранному для того, чтобы пасти Его овец. «Следуй за Мною» - эти последние слова Христа можно считать ключом для понимания вести, которую несла жизнь нашего дорогого усопшего Папы Иоанна Павла II, чье тело мы сегодня полагаем в землю как семя бессмертия. Наше сердце полно печали, но также и радостной надежды, и глубокой благодарности.

Вот что мы чувствуем, дорогие братья и сестры во Христе, присутствующие на площади св. Петра, на прилежащих улицах и по всему Риму, в эти дни заполненному бесчисленной безмолвной молящейся толпой. Я всех сердечно приветствую. От имени Коллегии кардиналов я хотел бы отдельно обратиться главам государств, правительств и делегациям разных стран. Я приветствую глав и представителей церквей и христианских общин и различных религий. Приветствую Архиепископов, Епископов, священников, монахов, монахинь и мирян, прибывших со всех континентов, особенно приветствую молодых людей, которых Иоанн Павел II любил называть будущим и надеждой Церкви. Я также обращаюсь с приветствием ко всем, кто по всему миру с помощью радио и телевидения соединился с нами в общем участии в торжественном обряде прощания с возлюбленным Понтификом.

«Следуй за Мною» - еще будучи молодым студентом, Кароль Войтыла любил литературу, театр, поэзию. Работая на химическом заводе, находясь в окружении и под постоянной угрозой нацистского терроризма, он услышал голос Господа: «Следуй за Мною». В этой особенной обстановке он начал читать книги по философии и теологии, потом поступил в подпольную семинарию, основанную кардиналом Сапьехой, а после войны смог завершить учебу на теологическом факультете Ягеллонского Университета в Кракове. Часто в посланиях священникам и автобиографических книгах он говорил нам о своем призвании к священству, которое он принял 1 ноября 1946 года. В этих текстах он интерпретирует свое призвание, в частности, основываясь на трех отрывках Слова Божия. Прежде всего, на этом: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15, 16) Второй отрывок: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11). И, наконец: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас. Пребудьте в любви Моей». (Ин. 15, 9). В этих трех отрывках мы можем увидеть всю душу нашего Святого Отца. Он в самом деле неутомимо шел повсюду, чтобы приносить плод, плод, который будет пребывать. «Встаньте, пойдем!» - так называется его предпоследняя книга. «Встаньте, пойдем!» - этими словами он пробудил нашу усталую веру, сон вчерашних и сегодняшних учеников. «Встаньте, пойдем!» - говорит он нам и сегодня. Святой Отец был священником в полном смысле этого слова, потому что он пожертвовал свою жизнь Богу за своих овец и за всю человеческую семью в ежедневном приношении себя на служение Церкви и, особенно, во время тяжелых испытаний последних месяцев. Таким образом он стал един со Христом, Добрым Пастырем, любящим своих овец. И, наконец, «пребудьте в любви Моей». Папа, который искал встречи со всеми, который умел прощать, сердце которого было открыто для всех, и сегодня обращается к нам этими словами Господа: пребывая в любви Христовой, мы научимся, в подражание Христу, искусству истинной любви.

Следуй за Мною! В июле 1958 года для молодого священника Кароля Войтылы начинается новый этап пути с Господом и за Господом. Как обычно, Кароль отправился с группой молодых людей, увлекающихся греблей, на Мазурские озера, на каникулы. Но он вез с собой письмо, которым его вызывали к примасу Польши кардиналу Вышиньскому. Он угадывал цель встречи: его назначение аузильярным епископом Кракова. Необходимость оставить преподавание, оставить воодушевляющее общение с молодыми людьми, оставить великое интеллектуальное состязание в стремлении понять и интерпретировать тайну человека-творения, показать современному миру христианскую интерпретацию нашего бытия – все это должно было казаться ему потерей себя, потерей того, что стало неотъемлемой частью человеческой сущности этого молодого священника. «Следуй за Мною» - Кароль Войтыла принял это приглашение, предчувствуя в зове Церкви голос Христа. Потом он понял, насколько верны слова Господа: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк. 17, 33). Наш Папа – мы все это знаем – никогда не хотел сохранить свою жизнь, сберечь ее для себя, он желал отдать всего себя без остатка, до последнего момента, ради Христа и ради нас. И таким образом он мог увидеть, как то, что он доверил в руки Господа, снова вернулось к нему: любовь к слову, к поэзии, к письмам была существенной частью его пастырской деятельности и придала новую свежесть, новую актуальность, новую привлекательность Евангельской вести, даже когда она была предметом пререканий.

«Следуй за Мною!» в октябре 1978 года кардинал Войтыла снова услышал голос Господа. Возобновляется евангельский диалог с Петром, который мы читали во время сегодняшней церемонии: «Симон, сын Ионин, любишь ли ты Меня? Паси овец Моих!» На вопрос Господа: «Кароль, любишь ли ты Меня?» Архиепископ Кракова ответил из глубины своего сердца: « Господи, Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя». Любовь Христова была главной силой нашего возлюбленного Святого Отца; тот, кто видел, как он молится, слышал, как он проповедует, знает это. И таким образом, благодаря глубокой укорененности во Христе он мог нести ношу, превосходящую человеческие силы: быть пастырем стада Христова, Его Вселенской Церкви. Сейчас не время перечислять отдельные моменты этого чрезвычайно богатого Понтификата. Я хотел бы только прочитать два отрывка из сегодняшней Литургии, в которых видны два центральных момента его вести. В первом чтении св. Петр – и Папа вместе с ним – говорит нам: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех» (Деян. 10, 34-36) И во втором чтении св. Павел - и со святым Павлом наш усопший Папа – громко увещевает нас: «Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные». (Фил. 4,1)

«Следуй за Мною!» Вместе с поручением пасти Свое стадо Христос возвестил Петру о его мученичестве. Этими заключительными словами, обобщающими диалог о любви и о поручении вселенского пастырства, Господь хочет напомнить о другом диалоге, который произошел во время Тайной Вечери. Тогда Иисус сказал: Куда Я иду, вы не можете прийти. Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. (Ин. 13, 33.36) С вечери Иисус идет на крест, идет к воскресению – входит в пасхальную тайну; Петр еще не может следовать за Ним. Сейчас, после воскресения, пришел момент, то «после», о котором говорил Христос. Пася стадо Христа, Петр входит в пасхальную тайну, идет ко кресту и воскресению. Иисус говорит это следующими словами: «когда ты был молод, … ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». (Ин. 21, 18) В начале своего Понтификата святой Отец, еще молодой и полный сил, под руководством Христа доходил до края земли. Но позднее он все больше становился сопричастен страданиям Христа, все больше понимал истинность слов: «другой препояшет тебя». Именно в этой сопричастности со страдающим Господом он неустанно и с новой силой возвещал Евангелие, тайну любви, которая идет «до конца» (ср. Ин. 13,1 )

Он объяснял нам пасхальную тайну как тайну божественного милосердия. В своей последней книге он пишет: в конце концов, то, что сдерживает зло – только божественное милосердие. («Память и самобытность», стр. 70). Размышляя о покушении, он говорит: «Христос, страдая за всех нас, придал страданию новый смысл, он придал ему новое измерение, новый порядок – порядок любви…. Страдание сжигает и поглощает зло огнем любви и даже из греха извлекает разнообразные проявления добра» (стр. 199) Вдохновленный таким вИдением, Папа страдал и любил вместе со Христом, и поэтому весть его страдания и его молчания была такой красноречивой и плодотворной.

Божественное Милосердие: Святой Отец нашел самое чистое отражение милосердия Божия в Богородице. Он, в раннем возрасте потеряв маму, очень полюбил Божию Матерь. Он принял слова распятого Господа так, как будто они были сказаны ему лично: «Се, Матерь твоя!» И он поступил так же, как любимый ученик: он принял ее в самую глубь своего существа (eis ta idia (взял ее к себе): Ин. 19, 27) – Totus tuus. И от матери он научился сообразовываться со Христом.

Мы все никогда не забудем, как в последнее пасхальное воскресенье в своей жизни Святой Отец, страдая от боли, еще раз появился в окне Апостольского Дворца и в последний раз дал благословение "Urbi et orbi". Мы можем быть уверены, что наш возлюбленный Папа стоит сейчас у окна в доме Отца, видит нас и благословляет нас. Да, благословите нас, Святой Отец. Мы доверяем твою возлюбленную душу Матери Божьей, твоей Матери, которая вела тебя каждый день и которая поведет тебя теперь к вечной славе Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

При разработке сайта использованы материалы Официального сайта Святого Престола
и ватиканского ежегодника Annuario Pontificio